Вы здесь

О плохих юристах. Почему одним долги возвращают, другим – нет?

Предисловие.

Автор статьи - Варнавский Марк Евгеньевич (ссылка на страницу Варнавского М.Е.) длительное время возглавлял службу безопасности одного из крупнейших отечественных агрохолдингов и, работая в одной из самых проблемных сфер бизнеса, приобрёл значительный опыт анализа бизнес-процессов и риск-менеджмента перерабатывающих предприятий и кластерных бизнес-структур от Калининградской области до Алтайского края.

Статья.

Вряди можно найти сферы бизнеса, для которых проблема управления дебиторской задолженностью не являлась бы одной из наиболее насущных. Взысканием долгов, в зависимости от размера бизнеса, занимаются коммерческие работники, юристы, служба безопасности или привлечённые специалисты. Независимо от того, на кого возложены обязанности по взысканию долгов, рано или поздно приходит неудовлетворенность от работы этого специалиста. Часто это недовольство усиливает тот факт, что у коллеги или конкурента работа по возврату долгов оказывается на порядок эффективнее. Реакция в виде регулярной замены ответственного за взыскание долгов только усугубляет ситуацию, так как каждый вновь назначаемый часто лишается должности даже не успев разобраться в новых обязанностях.

Из чего возникает вопрос, почему одним долги возвращают, а другим нет? Как максимально быстро взыскать долг? Как взыскать безнадежный долг?

На самом деле надо согласиться с тем, что безнадежный долг - это, выражаясь медицинским языком, это не болезнь, а только синдром.

Во-первых, необходимо проверить насколько жесткие требования предъявляются к контрагентам и как проводится их проверка (если таковая вообще проводится), а также проверить существующую клиентскую базу.

Во-вторых, необходимо не допускать погони за чрезмерно выгодными контрактами в ущерб их надёжности. Если контракт предлагается на сверхвыгодных условиях не стоит сразу его подписывать. Выгодная цена может быть обоснована рисками, которые в неё закладываются, либо тем, что все существующие поставщики отказывают в поставках по причине неоплаты ранее поставленного товара. Особое внимание следует уделить такого рода предложениям из других регионов.

В-третьих, необходимо усилить контроль за товарно-денежными потоками и оценить эффективность существующей бизнес-модели. Наглядным примером такого недостатка является Бизнес-модель одиного крупного поставщика строительных материалов, с которым мне довелось сотрудничать в 2015 году. Суть проблемы заключалась в следующем: при хороших расчетных показателях рентабельности и деловой активности и выполнении всех планов коммерческим отделом, предприятие "задыхалось" от нехватки оборотных средств и спустя пару лет могло оказаться банкротом.

Для выяснения причин возникших проблем нашими сотрудниками было произведено интервьюирование руководителей подразделений и проведён анализ систем финансового и коммерческого планирования, а также бизнес-процессов, связанных с денежным и товарным оборотом.

Причина проблемы оказалась наиболее типичной и часто встречаемой у отечественных компаний: в погоне за премиями и бонусами руководители ряда подразделений, связанных с производством и реализацией товаров, выполняли поставленные им планы "во чтобы ни стало", имели место даже факты затоваривания покупателей в конце месяца или оформления продажи товара на складе поставщика без его дальнейшего вывоза.

Такого рода "дисциплинированность" привела к постоянному снижению ликвидности дебиторской задолженности, после чего последовали утаивания от руководства предприятия фактов поставки товаров проблемным покупателям и сложностей с возвратом долгов. По результатам проведённого анализа более 30% дебиторской задолженности предприятия являлась проблемной, в том числе около 15% составила задолженность организаций в стадии ликвидации или банкротства.

В итоге более полугода занял процесс реструктуризации кредиторской задолженности и списания безнадежной дебиторской задолженности для восстановления ликвидности.

Задумайтесь, какая ситуация с долгами в Вашей компании и не пора ли навести там порядок?

В заключении хотел бы добавить, что в названии статьи не просто так упомянуты "плохие юристы". Я ни в коем случае не пытаюсь умолить профессионализм коллег или сказать о том, что все юристы одинаково плохие или хорошие и то, что они никак не влияют на процесс взыскания долгов. Но встречаются проблемы как частные, так и концептуальные и при этом отсутствие проблем одной категории не гарантирует отсутствие проблем второй категории. Нив коем случае.

Вместе с тем, я считаю, что плохими можно назвать тех консультантов, которые "лечат симптомы даже не пытаясь начать лечение болезни". Отрешенность, безразличие и непонимание ценностей клиента - недопустимые для консультанта характеристики, чей труд не только не поможет клиенту, но и может подорвать его доверие к более профессиональным специалистам.

Материалы по темам: 

Заказать звонок

Связаться с нами